Главная Статьи Драгоценная церковная эмаль

Драгоценные эмали в церковном ювелирном искусстве

Эмаль является одной из главных вершин ювелирного искусства. Она не выгорает на солнце, не подвергается негативному воздействию влаги, времени и перепада температур. Такой материал высоко ценится, ведь он является прекрасным украшением для художественных и ювелирных изделий.

В Византии эта драгоценная эмаль служила украшением для храмов, ей обрамляли церковную утварь, абажуры для ламп и кубки, а также применяли для росписи святынь. Первые упоминания об этом материале, как инструменте христианского искусства были занесены в Ипатьевскую Летопись в 1175 году. С тех пор технология применения этого материала изменилась, появились новые виды, более прочные, долговечные покрытия, используемые даже в производстве икон оптом.

Виды церковной эмали

Украшенная эмалью лампадаЕсть четыре вида эмали:

  • Самая древняя - обронная или выемчатая. Художник при помощи резцов делает на поверхности изделия углубления нужной формы, а после этого заполняет их стекловидным составом, который окрашен пигментами из оксидов металлов. Очень часто такой вид сочетают с гравировкой.
  • Перегородчатая эмаль появилась позже обронной. Мастер должен напаять на металлическую поверхность маленькие пластины, между которыми заливается эмаль по скани. Перегородками выступают тонкие проволочки, связанные между собой. Сейчас мастера украшают такой эмалью образки, крестики, кольца.
  • Витражная эмаль, наверное, самое редкое произведение. Это цветные полупрозрачные пластины, которые закреплены на основе золотой или серебряной проволоки. Тут покрытие видно на просвет, ведь оно не имеет металлической основы. При помощи такой техники создаются довольно крупные предметы (кубки, абажуры для ламп и прочее).
  • Самым поздним по времени и, наверное, самым любопытным, является расписная эмаль. Создание ее является очень трудным делом, требующим виртуозного мастерства. Тут используется многократный обжиг при участии высоких температур. Промахи недопустимы, ведь исправить оплошность уже невозможно.

Эмаль на церковных атрибутахВ России самой известной является разновидность такой эмали (финифти), которая зародилась в Ростове. Она применялась для украшения различной церковной утвари. В эти годы мастера создавали и именные нательные иконы, и простые, которые появлялись после часа работы. Были и великие произведения, признанные впоследствии шедеврами. Для Ростовского стиля свойственна необычайная яркость красок, а также часто встречающиеся голубые фоны. Молочный (белый) ореол отличает вологодскую роспись, сам Фаберже декорировал такой техникой знаменитые пасхальные яйца. При советской власти про это искусство пришлось забыть. Однако сейчас оно активно возрождается, создаются уникальные предметы искусства (сувенирные шкатулки, тарелки и прочее).