Главная Статьи Восприятие Православной иконы

Восприятие Православной иконы

Восприятие православной иконыЧеловек, все более понимая обустройство окружающего его мира, постепенно теряет связь со своими корнями. Мы ищем ответы на вопросы везде, где только можно и в упор не замечаем своих истоков. Наверное, поэтому современному человеку так сложно понять то, что нельзя пощупать, проверить или проанализировать.

Отношение к Православной иконе в обществе достаточно своеобразное. Некоторые воспринимают ее как еще одно модное веяние. Такие люди носят нательные золотые иконы, но  при этом говорить о Вере не приходится. Другие видят в ней чудо, которое принимают безо всяких объяснений, хотя слепая вера Православием совершенно не приветствуется. При этом многие упускают из виду, что икону следует воспринимать на том уровне, где слова не имеют никакого значения, а смысл передается посредством света, времени, лика, жеста и пространства. Сегодня мы попробуем разобраться в этом интересном и познавательном вопросе.

Сюжетный слой

Предполагается, что человек, стоящий пред ликом иконы, знаком с Библией и главными Православными канонами, иначе глубинный сюжетный смысл останется для него непонятным. Хотя даже атеисты не отрицают ее немалую художественную ценность.

Смысловой слой

Раскрывается не через сюжет, как ошибочно полагают многие, а посредством света, лика, позы или одежды. При этом совсем нелишним будет знание символики цвета, которая в Православии имеет давние и чтимые традиции

Нравственный слой

Отношение у каждого к иконе глубоко личное и интимное. В этом они чем-то напоминают книги, которые при всех своих художественных достоинствах одним читателям нравятся, а других абсолютно не трогают. Потому считать, что каждая икона в Храме должна обязательно вызывать глубинные чувства, все же не стоит.

Сакральный слой

Самый сложным, неочевидный и неоднозначный. Ведь даже истинные верующие часто не могут выразить словами то, что чувствуют, когда приходят в Храм Божий. Отношение с невидимыми сакральными сферами у многих неосознанные и подсознательные, а тропинку к пониманию  Царствия Небесного способны проложить очень немногие. Такие просветленные люди часто не нуждаются в помощи иконы и воспринимают ее не проводником на пути к Свету, а, скорее, чувственным и мудрым наставником.

К сожалению, для неподготовленного мирянина православная продукция останется в лучшем случае замечательным историческим памятником и еще одним произведением искусства, а все ее сокровенные тайны будут сокрыты и недоступны.