Главная Статьи Золочение икон

Золочение икон

Икона, покрытая сусальным золотомИстория золочения икон уходит корнями в глубокую древность. Фрагменты использования данной техники встречаются с IX-XI века. Начиная с 1200-х годов, сусальное золото использовали московские, новгородские и псковские мастера, впоследствии ставшие знаменитыми на весь мир.

Данная практика с древних времен гармонично прижилась на Руси. Это же подтверждает и популярность ношения нательных иконок из золота. В православном мире цвет этого драгоценного металла. олицетворяет символ благословения, святости и божественного величия. В то же время, с точки зрения искусства такие иконы ценятся намного выше. Их создание представляет собой тяжелый и длительный процесс, а материалы являются дорогостоящими. Говорить о том, чтобы купить иконы оптом, выполненные в такой нехнике, невозможно.

Сусальное золото является материалом, который имеет неограниченные возможности для применения в иконописи. Оно используется мастерами как для покрытия всего фона изделия, так и для украшения отдельных элементов, таких как одежда и нимбы святых. Также в числе техник иконописи широко распространено использование «твореного золота». Это специальная краска, которая применяется для нанесения на полотно пробелов и бликов для создания свечения. Мы рассмотрим подробнее технику золочения "на полимент".

Процесс золочения иконы "на полимент"

Процесс изготовления сусального золота является очень сложным и трудоемким. На Руси считалось, что те, кто занимается данным ремеслом, являются настоящими одаренными мастерами. Производство начинается с раскатки бруска в тонкую полоску. Затем она разделяется на маленькие фрагменты и отбивается молотом на специальном станке до толщины всего лишь нескольких миллиметров.

К иконописцу золото поступает в виде одинаковых по размеру прямоугольников, которые прокладываются между страницами книги. Перед началом покрытия иконы, мастер готовит полимент – клей, который наносится на грунт. Достоинства данного материала заключается в его высокой пластичности, и при тщательном соблюдении всех правил, позолота не потрескается и не рассохнется.

В процессе покрытия иконы сусальным золотом художник пользуется простым набором инструментов - нож со скругленным острым лезвием и мягкая кисть из беличьей шерсти. Последняя используется для нанесения на клеевую основу тончайших листов сусального золота. При неточном движении мастер рискует прорвать хрупкий материал, и тогда вся кропотливая работа будет испорчена. Поэтому данный этап требует чрезвычайно высокой концентрации и длительного времени. После этого покрытие полируется с помощью гладкого агата. В результате позолота разравнивается и приобретает характерное свечение и яркий блеск.

Процесс золочения иконыВ ходе творения мастеру доступен широкий спектр разнообразных тонов сусального золота:

  • Ярко-желтые;
  • Теплые медные;
  • Черно-желтые;
  • Холодные белые;
  • Зелено-желтые.

Итоговый результат может зависеть от целого ряда факторов, таких как толщина материала, цвет клеевой основы, а также наличие каких-либо примесей в сплаве. Так позолота известнейших русских икон, таких как «Великомученик Георгий» и «Деисус Оплечный», имеет зеленый оттенок.

В целом, правильно подготовленная клеевая основа является залогом качества и долговечности сусального золотого покрытия. Свидетельством тому служат византийские и древнерусские иконы 12-13 вв. Высочайший уровень владения данной техникой можно оценить на примере эрмитажных образов «Сошествие во Ад» и «Сошествие св. Духа». Спустя много веков, эти иконы демонстрируют прекрасно сохранившийся, насыщенный и глубокий золотой фон, конечно поддерживаемый правильным уходом.