Главная Статьи Почему на иконах золотой фон

Что символизирует золотой фон на православных иконах

С момента крещения Руси прошло уже более тысячи лет, но до сих пор многие аспекты православной продукции остаются для верующих тайной за семью печатями. С чем это связано, сказать сложно, но обвинять исключительно лень и безразличие все же не стоит, тем более что во многих тонкостях, связанных с Верой, могут запутаться даже сами священнослужители.

«Золотые иконы»: каноническая версия

Один из самых любопытных и интересных вопросов, который был бы вполне уместен на передаче «Что? Где? Когда?», связан с фоном всех Православных икон. Он всегда золотой (или, по крайне мере, золотистый). Многие недоумевают, почему церковь, проповедующая скромность и простоту, всегда использует цвет, однозначно ассоциируемый с богатством и властью, о чем свидетельствует и популярность именно золотых именных иконок.

Если вы обратитесь с этим вопросом к любому священнику, то скорей всего услышите в ответ цитату из Библии (1 Ин 1:5): «Золото – абсолютная власть света, а Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы», которая весьма точно описывает подношение даров только что родившемуся Христу. Тем самым мы имеем прямое указание на то, что золото признано главным атрибутом и эмблемой царского достоинства Младенца, а также ярчайшим символом его Божественной природы. Однако это вряд ли удовлетворит любознательного и привыкшего во всем сомневаться мирянина.

Что означает золотой фон на иконахЧто символизирует золотой фон на иконах

Историческая справка

Византийские мозаики

Одно из первых исторических свидетельств, описывающих применение золота,  мы находим еще  в эпоху Древней Византии, где золото присутствовало как в основе многочисленных мозаик, так и на фоне икон тех времен. Причем это был именно металл, а не его видимость, реализованная тонким слоем краски. Библия в этом вопросе несколько менее конкретна: «Я избрал Веселеила, сына Ури, внука Хура, из рода Иуды, и исполнил его Духом Божьим, мудростью, разумением, знанием и всяким мастерством, чтобы работать по золоту, серебру и бронзе».

Приведенный отрывок представляет собой обширное поле для трактования, ведь древние мастера, которых творцами в современном смысле назвать достаточно тяжело, трудились над золочением икон по призванию Бога и велению сердца. Причем их труд во многом походил на совершаемый священником ритуал, когда мастер получал безликий  металл и придавал ему смысл, идею и немалую сакральную силу.

Средневековье

В более близкую нам историческую эпоху рыцарских турниров и Крестовых походов золото становилось все более почитаемым металлом, которому придавалось аура незримого божественного света, что в понимании многих современников являлось синонимом Небесного Иерусалима. Весьма характерным в этом смысле является отрывок из Откровений Иоанна Богослова (Откр 21:18): «Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу».

По другой версии, золото напрямую связано с мытарствами и страдальческим очищением первых христиан. Об этом вполне откровенно говорит Апостол Петр (1 Пет 1:7): «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота».